1/0 Дней/Ночей | 2 Участники |
Уже далеко за полдень. К четырем часам улицы Венеции начинают потихоньку пустеть. Огромные толпы туристов чувствуют себя изможденными от беспрерывного бега по мостам в поиске своего идеального кадра — сверкающей золотом ладьи с колоритным итальянцем-гондольером, розовых фонарей или же острых деревянных балок возле причалов. Площадь Сан Марко все больше покрывается ковром из говорливых голубей. Солнце начинает потихоньку готовиться ко сну. Мы стоим на причале в поисках нужной лодки до острова Сан-Мигель.
Быстро перебегая между портами B, C и D, мы бестолку пытаемся понять, откуда будет отходить наш маршрут Венеция — Сан-Мигель — Бурано — Мурано. Опоздать на лодку — это значит застрять еще на 20, а то и 30 минут, поэтому нужно обязательно успеть.
Еще сидя в поезде Милано Централе — Венеция, мы решили, что канонической Венецией наша поездка не обойдется. И что нужно будет брать билет на единственный транспорт для венецианского архипелага — лодку — и посмотреть хотя бы пару островов. Благо, выбор Венеция представляет богатый. Хочешь, поезжай на пляжи Лидо. Заодно на острове можно посмотреть на старое еврейское кладбище. Хочешь, поезжай в Мурано — родину легендарного стекла, прославившегося на весь мир. Хочешь, поезжай к бурановским бабушкам на остров Бурано :). Ладно, наших чудесных старушек здесь может и нет, но задорная атмосфера никуда не исчезает. Тем не менее, наш путь не лежит ни на один из этих островов. Потому что наша цель — это остров-кладбище.
Остров Сан-Микель.
Вот уже больше двухсот лет назад бывший остров-тюрьма переквалифицировался в место последнего пристанища великих мира сего. И если поначалу, чтобы сюда попасть, необходимо было иметь какое-то отношение к Венеции или Италии, то постепенно двери престижного острова открыли для выдающихся деятелей искусства из разных стран.
Так, волею судеб здесь соседствуют трое великих русских — Иосиф Бродский, Сергей Дягилев и Игорь Стравинский. Узнав, что наши соотечественники нашли свое пристанище не в какой-нибудь родной российской глубинке, а оказались выброшены далеко за пределы страны — пусть даже в солнечной венецианской Италии — мы решили их навестить. Привнести частичку родной России, если можно так выразиться.
Высадившись спустя 10 минут на пристани Сан-Микеле, я почувствовала себя на какой-то особой планете. Вроде мы ехали на кладбище. Пусть и огромное. Плавучее. Островное. Но все же кладбище. Тем не менее, виды вокруг напоминали что угодно, но только не его. Сразу сложилось ощущение, что мы просто гуляем по летнему саду. Вдоль тропинок дорогу охраняют сочные кипарисы. В горшках растут цветы всех оттенков солнца. Ярко-кирпичная стена окрашивает все вокруг ровным теплым светом.
И совершенно внезапно начинает слепить. Откуда — непонятно. В глазах начинает жутко свербить от ярко-белого. Надев солнечные очки я понимаю, что везде вокруг какие-то странные кристально белые стены с множеством мини-букетов и «коробочек». Так как я никогда раньше не была на кладбище кремированных, то не сразу поняла, что вообще происходит вокруг. Оказалось, что одна из первых секций Сан-Микеле — это ухоженные ячейки с прахом сожженных. И вроде должна ощущаться тяжесть, как на многих других кладбищах, но нет! Вокруг царит атмосфера легкости и радости бытия. Даже странно. Раньше, каким бы архитектурным или ландшафтным шедевром не было подобное место (а их таких много в Англии, Шотландии или Чехии!), я бы не рискнула особо стрелять фотоаппаратом. Не говоря уже о том, чтобы потом куда-то выкладывать таким снимки. Как-то не по себе бывало.
Но не на Сан-Микеле.
Прогуливаясь вдоль различных секций острова — а они здесь четко расписаны для католиков, православных и протестантов — скорее наслаждаешься уточенными архитектурными декорациями. Упомянутая выше система с религиями имеет свои преимущества, поскольку знаешь, куда идти и где кого-то искать. Проблема только в том, что она срабатывает не всегда.
Тело Иосифа Бродского, в свое время, немало от этого пострадало.
Не будучи приверженцем ни одной из вышеперечисленных религий, Бродский не подходил ни для одной из секций Сан-Микеле. В связи с этим у властей встал серьезный вопрос — а что же, собственно, делать с великим русским поэтом?
Перезахоронение Бродского вообще было окутано какой-то гоголевской мистикой. При перевозке тела из США, где он был изначально похоронен, гроб Бродского стал внезапно открываться. Так, по крайней мере, говорят о его странном перелете через Атлантику.
Обычно американцы не заколачивают гробы, как принято у нас, а привинчивают крышку болтами и шурупами. Тем не менее, в полете гроб ни с того ни с сего открылся. После, в Италии, гроб переломился пополам, когда его перекладывали в катафалк. Несмотря на эти перипетии, тело было переплавлено к острову на гондоле. Но теперь было неясно, где Бродского хоронить.
В Сан-Микеле уже существовала так называемая «русская часть». В ней давно покоились композитор Игорь Стравинский и театральный виртуоз Сергей Дягилев. Изначально была логичная задумка — сделать великое русское трио и похоронить Бродского между Дягилевым и Стравинским. Однако Русская Православная Церковь не дала на это разрешения. Католическое духовенство также не одобрило идею захоронения в католической части острова. В итоге, Иосиф Бродский оказался похоронен в евангелистской части… В ногах у Эзры Паунда — сторонника фашистского режима Муссолини. Как-то так за чертой смерти два поэта — еврей и антисемит — оказались ближе, чем им захотелось бы при жизни. Знал ли Бродский, что его ждет после ухода?
//Могилы Стравинского с женой
Похороны Дягилева, к слову, были пусть и не столь трудными, но тоже не безынтересными. Великий постановщик Русских Сезонов в Европе, прославивший русский балет и российское искусство в общем, к концу жизни не обладал достаточными средствами даже для оплаты номера в отеле. Поэтому после его смерти в 1929 году похоронами «Сержа» занялась его хорошая подруга Коко Шанель. Их дружба началась за много лет до этого, еще со времен первых показов Русских Сезонов в Париже. Нередко, как поговаривают, великий модельер инвестировала средства в постановки балетов Дягилева. Так что таким образом икона мировой моды косвенно вошла и в историю российского искусства.
На территории Сан-Микеле множество указателей к различным секциям, подсекциям, а также к отдельным людям. Приятно было видеть, что везде указаны имена наших деятелей искусства! Их могилы — одни из самых популярных на острове, и не только благодаря русским туристам.
После осмотра Сан-Микеле мы двинули к Бурано — острову вечной радости и оптимизма. Но о нем я расскажу в одном из следующих репортажей.